Пушкино. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 22 сентября

ясно+7 °C

Онлайн трансляция

Чета Закревских и мурановские обитатели (окончание)

05 апр. 2017 г., 15:28

Просмотры: 119


 

 

Портрет графа Закревского бережно хранился в семье Путят, затем перешёл по наследству его дочери Ольге Николаевне (в замужестве Тютчевой), А после открытия музея занял своё место в музейной экспозиции. Кроме того, что портрет имеет важное мемориальное значение, он является незаурядным художественным произведением.

ПОРТРЕТ, ДАГЕРРОТИП, ЛИТОГРАФИЯ

Выполнен портрет в 1852 году выходцем из Саксонии литографом Ульрихом Штейнбахом (1797–1865), который в 1823 году приехал в Россию и до конца своей жизни жил и работал в Петербурге. Оригиналом для литографии послужил портрет художника Карла-Иоганна Лаша (1822–1888), родившегося в Лейпциге. Образование он получил в Мюнхене у исторического живописца В. Каульбаха в 1843–1844 годах. Для историографии Мурановского музея это очень важная дата – последние годы пребывания Ф.И. Тютчева в Мюнхене. Также для нас важно имя художника в творческом процессе Тютчева. Именно Каульбах написал знаменитое полотно «Битва гуннов с римлянами», сюжет для которого подсказал Тютчев. Лаш как талантливый ученик впитал от своего известного учителя навыки крепкого рисунка и композиции. Это прослеживается в его работах, написанных в России, где он жил с 1847 по 1857 год. Здесь художник был очень востребован, оставил по себе память как талантливый и плодовитый портретист. Конечно, Лаша заметили и в Москве, – ему был заказан портрет генерал-губернатора графа А.А. Закревского. Портрет получился удачным. С него было решено сделать литографию. Оттиски портрета сделали в мастерской Главного управления путей сообщения – одном из лучших литографских заведений того времени. Портрет репрезентативный, в стиле академического романтизма, который он освоил во время учёбы в Мюнхене; в его творчестве этот стиль остался доминирующим. Поза, выражение лица, награды указывают на государственного мужа в момент его триумфа. Портрет явно комплементарный, трудно представить, что можно так импозантно и моложаво выглядеть на седьмом десятке. Любопытно сравнить изображение графа на дагерротипе из собрания Государственного исторического музея, выполненном в ателье Абази примерно в это же время. Там без всяких прикрас предстаёт перед нами соответствующий своему возрасту старик, но с властным выражением лица, соответствующим его положению.

Второй портрет графа Закревского – это литография с живописного погрудного портрета художника Д. Доу из эрмитажной галереи героев войны 1812 года; он без надписей и подписей. Эта литография довольно распространённая. Она могла принадлежать и Тютчевым, и Путятам. В мурановском доме лист был вмонтирован в рамку и висел в одной из комнат дома. К сожалению, на нашем листе обрезаны поля. При монтировке в рамку владельцы обрезали эти «излишества». То, что недопустимо в музейных реалиях, возможно в частном владении. Лист явно не подарочный – с дарственной надписью поля бы не обрезали.

В собрании музея есть ещё один предмет, напоминающий о тёплых отношениях графа Закревского с Н.В. Путятой. Это цветная гравюра с изображением интерьера домика Петра I в Заардаме. На нижнем поле надпись: «А. Закревский Николаю Путяте. С этого самого места. 16/4…» (перевод с фр. яз.). К сожалению, правое поле обрезано, год дарения мы прочитать не можем, угадывается только единица. Дополнительное исследование биографии Закревского может раскрыть эту дату. Если дарственная написана в Заардаме, в домике Петра Великого, то надо выяснить, когда граф был в этом месте, и тайна даты дарения может раскрыться.

ЛИСТ № 13

Последний интересующий нас портрет – это портрет супруги графа Аграфены Фёдоровны Закревской, красавицы, умницы, роковой женщины, адресата многих стихотворений самых разных авторов. Портрет вошёл в собрание уже в музейное время, то есть он не является мемориальным предметом. Но с момента появления в мурановском доме он органично вошёл в собрание музея. Автор литографированного портрета – Егор Иванович Гейтман (1798–1862), ученик Т. Райта. Литография выполнена в 1828 году с живописного портрета Д. Доу (1781–1829), написанного в 1823 году. Доу приехал в Россию по приглашению императора в 1819-м для вполне определённой работы: необходимо было создать галерею героев войны 1812 года. С собой художник привёз некоторые работы, чтобы продемонстрировать свой высокий художественный уровень в надежде на заказы кроме основных портретов. Среди привезённых портретов автор показывал портрет английской актрисы О'Нейл, который произвёл сильное впечатление на английскую публику. И действительно, удачная композиция, выразительная поза, пластичные линии фигуры юной актрисы в роли Дездемоны, прекрасная живопись производила сильное впечатление. Вдобавок пейзаж на картине писал знаменитый Констебль. Доу, как человек предприимчивый, раз найденный удачный мотив стал использовать и для других своих работ. Портрет Аграфены Фёдоровны повторил композицию портрета английской актрисы. Конечно, он был выполнен мастеровитой рукой и в фамильной галерее Закревских прекрасно смотрелся, но всё-таки во многом это уже повтор темы. Того трепета, который вызывает высокохудожественное произведение, не даёт. С отъездом Закревских в Италию портрет также был увезён. Он несколько раз переходил из рук в руки и последнее место его пребывания – частная галерея А. Лахмана в Кёльне. В России же осталось небольшое количество литографированных оттисков, качественно выполненных, ценных по своим художественным достоинствам и редкости. Кроме того, наш лист имеет надпись на нижнем поле. Графическим карандашом поставлен номер листа: «13», то есть наш лист входит в группу пронумерованных листов – самых ценных первых оттисков.

Таким образом, через вышеупомянутые портреты семья Закревских правомерно присутствует в собрании Мурановского музея.

Татьяна ГОНЧАРОВА,

заведующая сектором Изофонда Музея-заповедника «Усадьба Мураново»

На снимках:

Неизвестный автор. Портрет графа А.А. Закревского.

Внутренний вид домика Петра Великого в Заадаме. 1697 г.

Аграфена Фёдоровна Закревская.