Пушкинское информагентство

Яндекс.Погода

суббота, 20 апреля

пасмурно+13 °C

Онлайн трансляция

Айк ГРИГОРЯН: «Opera Night – это импровизация самой встречи музыканта со зрителем»

05 апр. 2019 г., 11:52

Просмотры: 143


Через неделю в Пушкино завершится XII Музыкальный фестиваль. Он порадовал зрителей выступлениями признанных коллективов и солистов, столь созвучными весенним краскам и настроениям. А завершится фестиваль 15 апреля ещё одним ярким событием – к нам в гости приедут участники уникального проекта Opera Night. О том, что ждёт в этот день пушкинскую публику в ДК «Пушкино», рассказал автор проекта и продюсер Айк ГРИГОРЯН.

Через неделю в Пушкино завершится XII Музыкальный фестиваль. Он порадовал зрителей выступлениями признанных коллективов и солистов, столь созвучными весенним краскам и настроениям. А завершится фестиваль 15 апреля ещё одним ярким событием – к нам в гости приедут участники уникального проекта Opera Night. О том, что ждёт в этот день пушкинскую публику в ДК «Пушкино», рассказал автор проекта и продюсер Айк ГРИГОРЯН.

 

И сложное становится понятным

– Музыкальный фестиваль щедр на сюрпризы. В этом году с аншлагом прошло открытие сезона, а в завершение – невиданный ранее проект Opera Night. Приоткройте, пожалуйста, завесу будущего выступления!

– На закрытии фестиваля 15 апреля мы представим четыре сопрано – выступят четыре солистки – Мария Евсеева, Инна Клочко, Лали Хабалова и Мария Сёмочкина. Все они лауреаты международных конкурсов, у всех разный репертуар. Каждый голос имеет свою градацию, свою линию, каждая солистка поёт свою оперную партию. И мы представим их публике, расскажем, чем они отличаются. Программа будет насыщенной – от музыки барокко, от Генделя – до XX века, до романсов Рахманинова. Впрочем, и Стравинский может быть. Я всегда даю певцам возможность петь то, что они чувствуют сегодня.

– То есть мы сможем услышать не только виртуозное исполнение, но и ощутить сам характер Opera Night, его особенность? Говорят, она в непредсказуемости!

– Мы позиционируем Opera Night как музыкальную территорию без границ и лимитов. В основе проекта – импровизация, нестандартный подход к самому высокому из искусств – оперному исполнению. Проект носит образовательный характер, реализовался он в 2012 году, а разработка начиналась ещё в 2005-м. Сначала происходили небольшие концерты в презентабельных местах для узкого круга лиц, так родилась идея создать проект для небольшого камерного состава музыкантов и публики, с экскурсами в историю сюжетов и биографий. И вскоре мы пришли к выводу, что такие ознакомительные этюды скорее нужны не эстетам от музыки, а неискушённой публике. Смысл проекта в том, чтобы как можно больше людей ознакомить с таким сложным видом искусства, как опера.

– Но неискушённая публика боится дотронуться до классики, боится не понять, не услышать. В каких форматах её приобщаете?

– Когда в 1990-х годах с телеэкранов хлынула попса, а классика оказалась на задворках, это не могло не сказаться на зрителе. Но сейчас сильна тенденция к возвращению зрителя в концертные залы, в театры. Наша задача – перебросить своего рода мостик  во времени, дать возможность показать, что оперный певец и вообще классический музыкант доступен для понимания, как и само оперное искусство. Нужно просто изменить формат знакомства. Мы разработали оригинальную концепцию проекта, с тем чтобы она притягивала  любителей неординарного подхода к искусству. Opera Night – это импровизация самой встречи музыканта со зрителем. И все семь сезонов интерес к проекту не угасает. Мало того, нашими завсегдатаями становятся люди, которые прежде не соприкасались с классической музыкой. Люди разных профессий – врачи, юристы, банкиры, те, кто не очень активно ходил слушать классику, но через новый формат начал понимать и приходить на концерты.

 

Оперный джем-сейшен

– А где проходят такие встречи?

– Opera Night дарит возможность услышать вокальных мастеров в непринуждённой обстановке. Это неповторимый jam sessions, когда музыканты  выходят на сцену и с ходу музицируют. В классике такого не было. А теперь можно посетить кафе и увидеть, как соединяются на сцене в дуэт незнакомые друг с другом исполнители, придавая уникальность каждому концерту. Это ведь некий химический процесс, особая энергетика, самые яркие эмоции, когда музыканты впервые выступают вместе, буквально нащупывая произведение.

В прошлом году проект немного трансформировался благодаря Национальному фонду поддержки правообладателей, а параллельно стартовал уникальный проект Arena Moscow Night, которому также нет пока равных в мире. Это прямой эфир, прямое общение и одновременно конкурс молодых исполнителей, перед которыми, благодаря премиальному фонду, открывается перспектива участия в музыкальных фестивалях.

Смысл живого концерта в том, что происходит отбор лучших из лучших. И параллельно идут онлайн-трансляции, что даёт возможность певцам заявить о себе не только в России, но и за рубежом.

– Что в творческом портфолио у проекта?

– За семь сезонов мы провели более 250 концертов, в клубе Козлова и кафе «Март» на Петровке прошло 155 вечеров. Всего приняли участие более 800 человек. Опера звучит и в залах Царицынского дворца, и со сцены в клубе, в красивом помещении, где ломаются стереотипы, а сложное оперное искусство становится понятным рядовому зрителю.

 

Импровизация соединяет

– Айк, расскажите немного о себе.

– Я пианист, окончил Государственную классическую академию имени Маймонида, учился у величайшего музыканта Наума Штаркмана, затем поступил в Московскую консерваторию, начинал курс у  выдающегося концертмейстера, педагога  Важи Чачава, заканчивал у Игоря Котляревского. Но не могу не упомянуть ещё одного имени – Анна Моисеевна Рахман, которая приобщила меня к профессии концертмейстера. Мне очень нравится аккомпанировать. А в проекте работать с исполнителями без репетиций и декораций, что называется, с листа, когда нужно понять за долю секунды, куда сейчас певец поведёт, сделает ли он замедление, цезуру или остановку.

– Со сцены Дома культуры «Пушкино» также прозвучат комментарии к выступлениям?

– Да, но это будет не тяжеловесный текст из либретто, а отформатированный в современной непринуждённой, даже порой шутливой манере монолог, дающий ключ к разгадке сюжета.

– Знакома ли проекту Opera Night обстановка классического Дома культуры?

– Мы выступали несколько раз со сцены Мытищинского театра «Фэст», и всегда зал был полон. А в первый раз привезли даже свой рояль, поскольку у мытищинцев его не было, – компания «Шиммель», которая спонсировала концерты, мои друзья и партнёры, предоставила инструмент, и он ехал из Германии в Мытищи, и это было его первое звучание на Российской земле. Заключительный концерт в Пушкино на Музыкальном  фестивале 15 апреля – наш подарок зрителю. Надеемся, что пушкинцы поймут и оценят выступления в формате проекта Opera Night. Это будет не строго классический концерт. Это будет вдобавок к профессиональным замечательным вокалистам ещё и свободное общение ведущего с залом. Приходите! Будем знакомиться!

Галина РАТАВНИНА, фото Эмиля МАТВЕЕВА

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц