Карта стоек

Пушкинское информагентство

Яндекс.Погода

пятница, 22 ноября

ясно-8 °C

Онлайн трансляция

Николай ТОКАРЕВ: «Покорить настоящую вершину – это реально. И в творчестве, и в жизни»

01 нояб. 2019 г., 15:35

Просмотры: 124


Этот год для режиссера Дома культуры «Пушкино» Николая Токарева – особенный. И не только потому, что стал еще одной вехой на его творческом пути. В этом году родились новые идеи для большого коллективного творчества. В феврале 2019-го Николай Токарев побеждает в Первом районном конкурсе на звание лучшего работника культуры. В придуманной им композиции участвуют театралы, вокалисты, хореографы. А в сентябре на основе этого сюжета уже срежиссировано большое театрализованное шоу, и новая молодежная команда «ПушкиноART» уверенно занимает третье место в областном фестивале «Город А». Из чего складывались эти победы? Что задумано в новом театральном сезоне? Как осуществляются планы? Об этом мы попросили рассказать режиссера Дома культуры «Пушкино», педагога по актёрскому мастерству и сценической речи кафедры «вокальное искусство» Областного музыкального колледжа имени Прокофьева, художественного руководителя Образцовой театральной студии «Грим» Николая Токарева.

 

«Мой первый выводок»

–  А ведь еще одно событие года – это 10-летие театральной студии «Грим», вашего, можно сказать, детища?

– Да, Год театра стал для нас действительно плодотворным. И еще одно значимое событие – в этом году «Грим» получил звание образцового театрального коллектива.

– Десять лет театру, значит, есть выпускники?

– Недавно у меня была встреча с выпускниками, я их называю «мой первый выводок», это ребята, которые занимались в «Гриме» первые пять лет, а сейчас учатся в вузах. Обсуждали, как отпраздновать юбилей коллектива. У меня теперь второй «выводок», но они уже старшеклассники и потихонечку вылетают из гнезда. А в старшую группу пришли новички. Провожу с ними тренинги, упражнения, этюды, кого-то пытаюсь ввести в спектакль. Старшие взяли над ними шефство, помогают, могут провести, например, речевую и физическую разминку. Для них самих такое повторение – мать учения. Что же касается подготовительной группы  – «Гримерки», там дети с 7 до 12 лет, и они тоже стараются, тянутся за «Гримом», развиваются. Живой нерв! Жизнь кипит. Всё это важно на этапах становления юного актера.

–  Трудно работать с подростками?

– Вместе с азами организации досуга ребята получают дополнительно знания по истории театра, режиссуре, узнают об актёрском искусстве. Возраст такой, когда формируется характер, у каждого свой взгляд на мир, свое мнение. Разные бывают случаи, внутренние конфликты, психологические моменты, и тут необходимы и внимание, и понимание. Без педагогики – никак. А порой сам спектакль воспитывает. У нас есть постановка по пьесе современного писателя Олжаса Жанайдарова «Душа подушки», там как раз эта тема поднимается. Я говорю: «Ребята, это же спектакль про нас и для нас». В сюжете этой детской пьесе-сказке свой социум, свои правила, традиции, которые вдруг кто-то нарушает, потому что не такой, как все – не обычная подушка, а набитая гречневой крупой. И разворачиваются события, и персонажи понимают, что каждый из них – индивидуальность. И неважно, какой ты внешне, главное, чтобы тебя поняли, приняли, чтобы ты нашел своих единомышленников и друзей.

Хотелось бы отметить, что у нас есть родительский комитет, мы всегда на связи, без поддержки родителей было бы сложно.

– Вы устраиваете кастинг, когда принимаете в группу?

– Я никого специально не отбираю. Принимаю всех. Ребёнок, когда начнет заниматься, сам почувствует, его ли это стезя – актёрское искусство. Пусть каждый ищет и находит что-то интересное для себя!

– Может, кто-то из выпускников выбрал и профессию актера?

– Двое ребят учатся в МЭИ, еще один в Литературном институте имени Горького, другой – в МГУ на историческом, третий связан с социальной культурой. Все разные. На режиссуру и актёрство пока желающих не нашлось. Хотя нет, мой ученик Алексей Урусов из ДШИ г. Ивантеевка, учится на актёра музыкального театра в театральном  колледже имени Леонида Филатова в Москве. В любом случае приобщение к театру формирует человека, помогает раскрепоститься, развивает творчески.

– В ноябре начинается очередной фестиваль «Пушкино театральное». Семь лет назад, на первом фестивале «Грим» занял Гран-при со спектаклем «Конек – Горбунок». Вы, помнится, были идейным вдохновителем этого конкурса.

– У нас в Пушкино много театральных коллективов. Если раньше, в конце 90-х, было всего два театра – «Классика» в ДК «Пушкино» и «Маленький принц» в Центре детского творчества, то сейчас больше восьми  театральных коллективов. Почему же не провести свой фестиваль, не собраться большим дружным сообществом, не посмотреть друг на друга?! Борис Михайлович Урецкий – художественный руководитель Музыкального театра, поддержал идею, очень хорошо организовал фестиваль, и вот уже восьмой раз мы соберемся вместе. «Грим» участвует в фестивале каждый год и не раз становился лауреатом 1 и 2 степени, а также жюри всегда отмечает спектакли коллектива за художественное (сценография и костюмы) оформление и решение постановки. К сожалению, этот сезон мы пропустим, поскольку новый спектакль у нас пока не готов, но меня Борис Урецкий не забывает, как идейного вдохновителя фестиваля, и пригласил в этом году в качестве профессионального жюри. Также я проведу для участников конкурса мастер-класс по актёрскому мастерству или сценической речи. 

– Но что-то сейчас репетируете?

– Да, это драматическую историю «До свидания, овраг!» по одноимённой повести Константина Сергиенко. Сложная пьеса и требует серьёзной проработки. Что касается театральных коллективов в Пушкино, – это особая история. Мы все тесно общаемся, дружим. Помню, я даже защищал дипломную работу по теме «Театральный бум в Пушкино» и проводил в ней параллели между Москвой театральной и Пушкино театральным. Допустим, у театра «РозыгрышЪ» была параллель с Молодежным театром РАМТ, у Пушкинского музыкального театра – с театром музкомедии имени Станиславского, «Грим» – ТЮЗ… У каждого своя ниша, своя аудитория, свой репертуар. Мы все дружим. И на вечере в честь 10-летнего юбилея «Грима», рад буду видеть все наши коллективы.

– Когда состоится такой вечер?

–  Юбилей запланирован на 24 ноября, пройдёт на сцене нашего любимого Дома культуры. Есть задумка устроить его в виде церемонии награждения с красной дорожкой, перфомансами, разными юмористическими номинациями… Вход строго в вечерних, праздничных нарядах – вечерние коктейльные платья и смокинг с бабочкой.

 

«Вот моя рука, встретимся в ДК!»

– Давайте вспомним первый районный конкурс на звание «Лучший работник культуры».

– Конкурс проходил на сцене РДК «Строитель»». Силами коллектива ДК «Пушкино» мы приняли в нем участие и заняли первое место. Адаптировали песню из «Ла-ла Лэнд», переделали текст под наш ДК – «Вот моя рука, встретимся в ДК!», сделали запись. С ансамблем «Россияночка» отработали хореографию, в композиции участвовали и ребята из «Грима». Без поддержки директора ДК Даниила Викторовича Бакке и всего нашего дружного коллектива (группа болельщиков) было бы не обойтись!

–  Эта композиция стала основой театрализованного шоу на областном конкурсе-фестивале «Город А»!

– Да, тут уже мы защищали честь всего Пушкинского городского округа. Непросто было, конечно, собрать участников в конце августа – начале сентября, но мы задействовали ребят из многих творческих коллективов, а также студентов музыкального колледжа – саксофонистов, вокалистов. Что называется, с мира по нитке. Мне нужна была современная хореография. Так в ПушкиноАРТ появился «Терпсихора», «Фристайл», группа черлидинга из восьмой школы и др. У меня была сверхзадача – выстроить всё, что задумано, в единой картине театрализованного представления. А это больше сценическое движение, крупные рисунки, проходки, огромная площадная история. Так и получилось – каждый коллектив отрепетировал свои хореографические комбинации, и затем все ниточки сплелись в общую сюжетную композицию. Репетировали на сцене ДК, в фойе, в городском парке, а генеральная репетиция состоялась уже в ФСК «Пушкино»,  так много было участников – свыше 70. Третье место в регионе ещё раз подтверждает, что ребята у нас талантливые, есть, кому достойно представить Пушкинский городской округ.

– А как для вас начиналось знакомство с театром? Наверное, со школьного драмкружка?..

– Я родом из города Барнаула. Учился в школе, ходил на станцию юннатов, теперь это краевой экологический центр. А там что? Ботаника зоология, садоводство… Но были и новогодние постановки, где потихоньку что-то во мне проявлялось. А еще я в школе рисовал стенгазеты, неплохо получалось, все ахали… Потом классные часы, … Стал участвоват общешкольных мероприятиях как ведущий, затем как режиссер. Большое спасибо вожатым, они меня заметили! И подсказали, что надо идти в институт культуры. (Хотя были мысли и на повара пойти). Но экзамен в туда провалил и пошел в училище на оператора ПК. Потом опять попробовал в институт культуры и опять не поступил. Но не отчаялся и отучился три года в колледже культуры, что оказалась очень хорошей классической театральной школой. Там остались еще педагоги – настоящие мастера своего дела, например, педагог по сценической речи Нина Георгиевна Фёдоров.  И вот доучиваясь в колледже, я пошел в третий раз на режиссерский факультет в институт культуры.

– И что, опять?..

– Опять. Ну никак я не укладывался в отведенное время, за эти три минуты так много хотелось сказать, выразить… Помню, однажды принес с собой на экзамен два кирпича, встал на них и начал свою чтецкую программу. А меня спрашивают – зачем вам кирпичи, вы что, решили роста себе прибавить?  Я говорю – знаете, свои стены помогают. Такая у меня мысль была, режиссерская…

Бил на режиссуру любительского театра, избегая режиссуры театрализованных представлений. А жизнь меня, в конце концов, туда и привела. Поехал в Москву, поступил на заочное в МГУКИ, в Химках, на курс Геннадия Чихачева, взяли даже на работу в театр, но я легкомысленно как-то подошел к написанию реферата, не сдал его вовремя, а руководитель был очень строгий. И отчислили. Вот тогда я поехал покорять Ярославский государственный театральный институт. И успешно его окончил по специальности «актер театра и кино», мастер моего курса Борис Александрович Гранатов – советский и российский театральный режиссёр, художественный руководитель Вологодского областного театра юного зрителя, народный артист России.

– А как в Пушкино попали?

– Когда учился в Москве, меня как-то занесло сюда волею судеб, актёром Музыкального театра, а руководство Дома культуры приметило и пригласило на работу, сначала в качестве руководителя театра «Классика». Но тут были свои традиции, свой устоявшийся коллектив, который до сих пор возглавляет замечательная, стойкая и сильная женщина – Светлана Булаева, и мне не хотелось, как говориться, «со своим самоваром в Тулу не ездят». Тогда я прошелся по школам, набрал группу. И вот уже десять лет с лишним нашей театральной студии «Грим».

– Интересная творческая судьба! Сколько испытаний, ролей! А легко ли быть режиссером?

– Сейчас моя деятельность связана, в основном, с режиссурой, уже второй год я режиссёр Дома культуры. Ещё в этом году я обрёл новую творческую семью в лице коллектива музыкального колледжа и студентов вокального отделения. В начале декабря 2019 года на сцене ДК мы покажем премьеру, музыкальный спектакль по мотивам мюзикла «Mamma mia». Но как режиссер любительского театра, стараюсь держать планку, чтобы занятия в «Гриме» были «по школе», по-настоящему, чтобы задействовать все выразительные средства спектакля. И никаких кроссовок, допустим, в «Медведе» Чехова! А если они есть, то их нужно оправдать по-режиссерски.

– Но есть и другой театр, например, Гоголь-Центр, где всё без ограничений…

– И он нашел своего зрителя, как и способы оправдать свои идеи, допустим, ту же наготу на сцене в спектакле «Машина Мюллер», режиссер Кирилл Серебреников. Тут тонкие моменты.

 

Горными тропами – всё выше и выше

– А что касается стези актера? Теперь играете все реже?

– Как режиссер театрализованных представлений, я чаще выхожу на городские, районные площадки, это и День города, и 9 Мая, и мероприятия Дома культуры… Но не хочу ощущать себя недействующим актером. Сейчас служу актёром в Музыкально-драматическом театре, в Ивантеевке, художественный руководитель Евгений Болучевский. И принимаю участие, например, в новогодних проектах в Пушкино, а в Москве, пройдя кастинг, участвую в программе «Елки Детского радио» в Концертном зале гостиницы «Космос». Я не жалею, что оказался в этой профессии.

– Одной из вершин года был горный Эльбрус. Как взбиралось?

– О, я впервые участвовал в восхождении, и с этим событием связано много эмоций и мыслей. Друзья называли меня сумасшедшим, узнав, что задумал совершить такой подъем. Давление, разряженный воздух, неизвестно, как поведет организм…  И правда, оказалось очень не просто. Весь этап восхождения занял десять дней. Стихийно сложился коллектив, никого не знал. И первым испытанием стал подъем на небольшую высоту, до 2 километров. После адаптации уже на подъёмнике поднялись еще на одну высоту, в горный приют № 11, там уже никакой цивилизации, а вода – из растопленного снега. Когда поднимались, началась пурга, дело было весной. Но мы «поймали погоду» и пошли покорять вершину в ночь. В полночь вышли, с фонариками, рюкзаками, горные кошки на ногах, ледоруб, снаряжение…  И в 12 дня развернули российский флаг на вершине Эльбруса. Я самый первый заполз. Сначала отставал, а потом сделал рывок и – добрался. Ну, а от горной болезни было одно лекарство – спуститься вниз. Мы поднялись. А когда начали спускаться – пурга, снег, град... И даже молнии.

– Почувствовали себя альпинистом?

– Честно говоря, покорить Эльбрус мне помогла моя актёрская природа – нужно было довериться. Поверить в предполагаемые обстоятельства. Как актёр доверяется своему режиссёру. И я доверился гиду, тренеру. Если он ведёт на подъём, значит, доберемся и спустимся.  А у меня была сверхзадача подняться и потом спуститься. А ещё помогла пешеходная закалка. Я очень люблю ходить пешком и по Пушкино перемещаюсь пешим ходом и на велосипеде. Так вот, на вершине Эльбруса была, скорее, не эйфория, а было осознание того, что я это сделал.

И когда я вернулся в Пушкино, понял, что моя жизнь разделилась на «до» и «после». Появился прилив каких-то внутренних сил. Колоссальный. И спина еще стала прямее. Знакомые говорили, что у меня другие глаза, что я изменился. Что случилось? Да ничего! «Просто» я покорил Эльбрус.

И понял, что у каждого из нас своя вершина, свой Олимп, и она доступна. Покорить настоящую вершину – это реально. И в творчестве, и в жизни.

Галина РАТАВНИНА, фото из архива Николая Токарева

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц