Пушкинское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 7 августа

ясно+24 °C

Вадим НИКИТИН: «Я сразу знал, что хочу сделать пейзаж-визуализацию утраченного села Курово»

03 июля 2020 г., 14:18

Просмотры: 2545


Немалое удивление и восторг в краеведческом сообществе вызвал пост Вадима Никитина в «Фейсбуке», в котором он представил всеобщему вниманию 3D-модель утраченных храмов села Курово, затопленного при строительстве водохранилища. Как выяснилось, это первый подобный проект Вадима Никитина, но он уже получил очень высокую оценку и с точки зрения исторического воспроизведения, и как объект цифрового искусства. В ходе беседы автор поделился подробностями своего проекта.

Немалое удивление и восторг в краеведческом сообществе вызвал пост Вадима Никитина в «Фейсбуке», в котором он представил всеобщему вниманию 3D-модель утраченных храмов села Курово, затопленного при строительстве водохранилища. Как выяснилось, это первый подобный проект Вадима Никитина, но он уже получил очень высокую оценку и с точки зрения исторического воспроизведения, и как объект цифрового искусства. В ходе беседы автор поделился подробностями своего проекта.

 

Это особенное место

– Вадим, расскажите, пожалуйста, немного о себе: кто вы по профессии, что заканчивали, кем работаете?

– По профессии я юрист. Заканчивал Московскую юридическую академию. Работаю в международной юридической фирме, специализируюсь на сделках банковского финансирования.

– Как давно вы увлекаетесь моделированием? Делали ли вы ранее иные объекты?

– Если позволите, немного переформулирую ваш вопрос. Увлечение, о котором мы говорим, называет 3D-графикой, архитектурной визуализацией или, в наиболее общем виде, цифровым искусством. Само моделирование – это только один из этапов создания цифровой композиции.

Увлечение началось больше трёх лет назад с подачи моего хорошего друга. Он просто упомянул в разговоре, что в жизни очень здорово иметь креативное хобби, поскольку тебе всегда есть чем заняться.

Мой дедушка был художником-пейзажистом. Но я прекрасно понимал, что «физическое» искусство не совсем для меня подходит, а вот всё, что связано с компьютером – наоборот, это моё. Так пришла общая идея начать учиться 3D в качестве хобби.

Сомнений в отношении того, что станет моим первым проектом и точкой приложения усилий, не было никаких. Я сразу знал, что хочу сделать пейзаж-визуализацию утраченного села Курово. До этого я ничего подобного не делал и вообще не открывал никакой 3D-редактор.

image-18-06-20-09-30-1-Edit-Edit.jpg

– Вадим, вы ведь живёте в столице, что вас связывает с Пушкино и почему вы заинтересовались именно храмами в Курово? Помните ли вы момент, когда впервые побывали на том месте, где они находились до разрушения?

– С Пушкинским районом меня связывает детство на даче в Заветах Ильича, отсюда и постоянное желание возвращаться на берег водохранилища.

Впервые я там побывал, когда мне было лет четырнадцать, точно не помню. Почему именно Знаменский и Никольский храмы в Курово? Если коротко, то из-за глубокой эмоциональной привязанности к месту, где они находились. Это особенное место.

Во-первых, там просто очень красиво. Во-вторых, ещё в детстве я чувствовал, что это не просто какое-то большое озеро, и что за разбросанными кирпичами и белыми плитами со странными узорами скрывается какая-то тайна. Как в компьютерной игре – бегаешь по лесу, натыкаешься на странный артефакт и больше не можешь остановиться, пока не исследуешь всю локацию.

Об истории села, затоплении, утраченных храмах я узнал в общих чертах значительно позже. А серьёзно читать и собирать фотографии начал ближе годам к тридцати, когда посещать запретку стало удаваться всё реже, и проснулась ностальгия.

Кроме того, я стал больше путешествовать по России, и заброшенные храмы Ивановской и Тверской областей всегда мысленно возвращали в Курово и к мысли: «Вот бы увидеть, как там было раньше!».

Пришлось работать с тем, что есть

– Расскажите, пожалуйста, какие исходные данные вам понадобились для 3D-модели, может быть, карты, фото, планы?

– Критически необходимые исходные данные – это, конечно, фотографии. Карты и планы местности полезны, но второстепенны, поскольку вязовая аллея сохранилась, и «пятно», на котором стояли храмы, по факту не было затоплено.

С фотографиями сразу возникла проблема. Немного фотографий 1920-1930 годов было в Интернете. Но все они в низком разрешении, черно-белые, сделаны с ограниченного количества ракурсов. Обычно 3D-объекты воссоздают по чертежам в трёх проекциях. Однако чертежей не было, моделирование по фотографиям такого качества – сложный процесс, включающий угадывание, поиск сходной архитектуры и подгонку виртуальной камеры под реальное положение и характеристики линзы фотоаппарата начала ХХ века, которым делались снимки. Пришлось работать с тем, что есть.

Чёрно-белые фотографии также усложняют текстурирование объектов.

Простой пример. Кто-нибудь знает, какого цвета были купола храмов? Никто не знает. Я на аукционе купил оригинал цветной открытки 1921 года. Но это не цветная фотография, а раскрашивание вручную. На открытке с Курово художник явно преувеличил: сделал золотыми не только купола, но и крыши. Такое вряд ли могло быть.

Кроме того, на чёрно-белых фотографиях видно, что купола почти чёрные и матовые, а золотые отражали бы значительно больше света и дали бы серый оттенок, блики. Пришлось пойти другим путём – смотреть, какие цвета куполов чаще всего встречаются у сохранившихся церквей Знамения и Николая Чудотворца, по идее их цвет должен соответствовать определённым канонам. Тут тоже оказался разнобой, но всё же перевес был за черными и зелеными куполами соответственно.

Таких вопросов было очень много и, очевидно, что полный историзм был недостижим.

– Сколько времени занял весь процесс создания визуализации?

– Весь процесс занял три года. Это очень много. Причина в том, что я параллельно учился 3D и делал проект, плюс из-за основной работы были периоды, когда не удавалось заниматься проектом вообще. У профессионала при наличии хороших исходников и времени весь процесс занял бы месяца два максимум. Для работы я изучал и применял ряд программных пакетов: Blender 2.8, Substance Designer, Substance Painter, SpeedTree, fSpy.

Процесс создания 3D-модели.png

– Это ваш индивидуальный труд или вам кто-то помогал?

– Над проектом я работал один, но мне оказывали неоценимую помощь в плане обучения и советов. Был момент, когда я совершенно застрял с созданием материала повреждённой штукатурки. Бился над этим неделю до бессонницы, но понял, что сам не разберусь.

Написал одному из лучших профессионалов в игровой индустрии из США. Его зовут Питер Секула (Peter Sekula). К моему удивлению, он сразу же откликнулся и был очень заинтересован идеей проекта. Мы все обсудили по Скайпу, и Peter далее дал мне как платные мастер-классы, так и бесплатные советы и отзывы. Я был бы готов заплатить и в десять раз больше, настолько неоценимой была его помощь. Еще существенно и совершенно бесплатно помог парень из Швеции Пэр Гантелиус (Per Gantelius). Он создатель программы (fSpy) для подгонки виртуальной камеры под фотографии. Для него старые фотографии Курово были некоторым вызовом – справится его программа с задачей или нет. Справилась хорошо. В целом 3D-сообщество очень отзывчиво, так как наполнено энтузиастами, и мне нравится, что проект можно считать международным, а история Курово промелькнула и за пределами России.

 

В память о дедушке

– Знакомы ли вы с трудами краеведов, которые раньше изучали Курово? Например, с публикациями Василия Коршуна?

– Мне кажется, все известные работы про Курово я собрал и прочитал. Работы Василия Коршуна не только знаю и ценю, но и сам Василий лично помогал мне с проектом. На первых этапах он рассказал, где найти дополнительные фотографии, направил план местности. Позднее оценивал промежуточные результаты. Где-то хвалил, где-то справедливо критиковал. Я ему очень благодарен. Конечный результат Василий оценил высоко и, как я понял, он намерен показывать визуализации во время своих выступлений на конференциях.

– Как вы сами оцениваете результат своего труда? Планируете ли вы масштабировать это увлечение?

– Сам оценивать не стану, но отзывы и оценки очень позитивные в краеведческих группах, в профессиональной среде, среди близких и друзей. Я этому, безусловно, очень рад!

Честно говоря, не ожидал такой реакции, так как в своей собственной работе знаешь обо всех недостатках и моментах, где сэкономил усилия. О масштабировании пока не задумывался. Точно намерен продолжать. Есть идея следующего проекта, правда, он не связан с исторической реконструкцией. Но если у кого-то будет идея, что ещё можно воссоздать, то я с удовольствием рассмотрю.

Пользуясь случаем, я хотел бы сказать, что посвятил этот проект памяти о моём дедушке, а также хотел бы обратиться к читателям и местным жителям: прошу вас максимально беречь природу Пушкинского района и всего Подмосковья!

Ольга СОЛОВЬЁВА
Изображения и фото из архива Вадима Никитина

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц