Пушкинское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 5 августа

облачно с прояснениями+26 °C

Слова о любви и милосердии остаются неизменными

28 июня 2020 г., 15:29

Просмотры: 42


В день рождения Александра Сергеевича Пушкина отмечается День русского языка. С 2011 года этот праздник стал государственным в нашей стране. «Маяк» попросил порассуждать о русском языке преподавателей вуза, школы и гимназии.

Начало. Продолжение

Маргарита Романовна ВИНОГРАДОВА, гимназия № 4 г. Пушкино:

– Я преподаю русский язык шестьдесят лет. Папа с детства привил любовь к чтению. Читая, я увидела, насколько богат и интересен наш родной русский язык. У меня не было колебаний, когда я пошла на филологический факультет. Русский язык действительно великий и могучий, потому что на этом языке можно выразить свои чувства, своё мнение, радость, негодование, любовь, уважение. Тот, кто хорошо владеет русским языком, сумеет заставить и других так же полюбить свой язык.

Я говорю своим ребятам, что они учат русский язык не потому, что это предмет школьный, а потому, что предмет даёт возможность проявить себя, вести себя так, как это принято в разных ситуациях. Чтобы они понимали, как надо говорить со своими ровесниками, с теми, кто старше, с уважаемыми людьми, с родителями. Ребята это хорошо понимают. Они мне иногда говорят: «Вот вы нас учите правильно говорить, а по телевизору смотрите, как неграмотно говорят. То ударение не так ставят, то слово употребят такое, какое не подходит». Мои дети знают, что от того, как они говорят, складывается впечатление о них.

На уроках русского языка они понимают, что орфографические и пунктуационные ошибки – это одно, это письменная речь. А речевые ошибки и грамматические – болезнь нашей устной речи. Мы учимся на примерах письменных сочинений, подробно разбираем. У нас есть упражнения, когда дети ищут такие ошибки и стараются исправлять их. Это трудная работа, но если не научим ребят правильно говорить и писать – даже не говорю, что грамотно, – то им в жизни будет очень сложно. Потом они прекрасно знают, что русский язык им нужен не только на уроках русского, но и на всех уроках. Я всё время говорю: «Если вы грамотно ответите на уроке математики, физики, истории, то получите хорошую оценку. Ведь важно знать термины, правильно их употреблять, подбирать синонимы, антонимы, уметь отличать стиль речи разговорной от книжного стиля».

Детям сложно даётся, когда нужно правильно употребить местоимения. К примеру, этот рассказ написал Толстой, он относится к художественному стилю. То ли Толстой, то ли рассказ. Вот таких речевых ошибок очень много. Часто встречается неоправданное повторение слов. Ребята знают, что за этим надо следить не только потому, что им нужно будет сдавать ЕГЭ, но и потому, что им это поможет в будущем сформулировать свои мысли.

Очень распространённая ошибка – «играет значение» и «имеет роль». Или когда постоянно повторяется фамилия автора: «Пушкин писал», «Пушкин говорил». Часто вместо «их» встречается «ихний», вместо «около него» – «около его». Неправильно употребляют глаголы: «кладёт» – «ложит», «ждёт» – «ждя». Много ошибок в предложениях с деепричастным оборотом. «Читая книгу, за окном была хорошая погода». Могут неправильно строить предложения с прямой и косвенной речью: «Пушкин писал, что я лиру посвятил народу своему».

Ученики любят уроки, где идёт разговор о лексическом значении слова, о происхождении слов. Любят фразеологизмы. Кто-то подбирает такие, которые образовались в нашем языке, кто-то те, которые пришли из греческого языка, и так далее. Дети делятся на уроках на три группы и соревнуются.

Не могу сказать, что отношение к языку у школьника резко меняется. Русский язык не история, не литература, где можно рассказать очень интересно. Поначалу кажется, что предмет суховатый. Но постепенно они вникают, им начинает нравиться. К ребятам потом приходит понимание, что язык надо знать, что это большое оружие, которое везде пригодится.

Подготовила
Анна КОРНИЛОВА

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц