Пушкинское информагентство

Яндекс.Погода

понедельник, 20 августа

облачно с прояснениями+23 °C

Онлайн трансляция

Из племени героев

30 мая 2018 г., 15:56

Просмотры: 322


Двадцать третьего мая исполнилось 95 лет со дня рождения командира звена 74-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии гвардии старшего лейтенанта, Героя Советского Союза Константина МАКАРОВА.

Из Клязьмы в военные летчики

Константин Васильевич Макаров родился 23 мая 1923 года в селе Лигадеево Ардатовского района Нижегородской области, в семье служащего. В начале 1930-х годов семья Макаровых переехала на постоянное место жительства в Подмосковье. Поселились в селе Звягино, потом перебрались в Клязьму. В 1940 году Кировским РВК г. Москвы Константин Макаров был призван в Красную армию и направлен в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

На фронте Макаров с октября 1942 года. Участвовал в боях на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Был командиром звена, затем командиром эскадрильи.

Makarov.jpg

Как становятся асами

Боевое крещение Макаров получил в ходе ожесточенных боев под Сталинградом. В первом же бою его самолет был сбит, и пришлось прыгать с парашютом. «Почему так получилось? – размышлял потом лейтенант. – Летать на боевое задание – это не просто держаться в строю группы и сбрасывать бомбы, надо еще следить за воздушной обстановкой, действовать осмотрительно. Прозевал атаку истребителей противника, не сумел вовремя сманеврировать и...».

Много передумал тогда молодой летчик. И не только думал, но и расспрашивал, присматривался к действиям своих более опытных боевых товарищей, прислушивался к каждому их слову. В результате в последующих вылетах, а их только под Сталинградом было двадцать четыре, действовал иначе. Тогда же, под Сталинградом, он получил и первую государственную награду – орден Красного Знамени.

В последующих боях, когда Красная армия перешла в решительное наступление, Макаров проявил себя уже бесстрашным, находчивым летчиком-штурманом, умело отражал атаки истребителей противника. Особенно ярко он проявил свою беззаветную храбрость и несгибаемое мужество в боях при прорыве линии обороны врага на реке Миус в районе Донбасса и в низовьях Днепра. Архивные документы оставили следующие свидетельства тех нескольких фронтовых месяцев:

«19.7.1943 г. в составе 8 Ил-2 атаковал скопление танков и автомашин в районе Саур-Могильский. В результате штурмовки было уничтожено 5 танков, 10 автомашин, убито свыше 50 солдат и офицеров противника. Над целью штурмовки были атакованы десятью Ме-109, завязался неравный воздушный бой… Макаров, защищая жизнь впереди идущего товарища, не только оборонялся, но и сам активно нападал на истребителей…

30.9.1943 г. парой в составе 8 Илов атаковал огневые точки, автомашины противника в районе Каханово… С трех заходов бомбами, реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем штурмовики уничтожили 4 танка, 6 автомашин и до 40 солдат противника. В этот же день в шестерке Илов атаковал скопление автомашин и пехоты противника в районе Зеленый Гай…

21.10.1943 г. …в районе Удачное при сплошной облачности на высоте 100 метров при видимости 2-3 км атаковал скопление танков, самоходных орудий и артпозиций противника…

22.10.1943 г. в районе западнее Тащенак атаковал скопление пехоты и огневых средств противника. С восьми заходов на цель, снижаясь до бреющего полета, несмотря на ожесточенный огонь зенитной артиллерии и всех видов пехотного оружия, штурмовики внесли замешательство и панику в ряды врага…

14.11.1943 г. парой Илов вылетел на уничтожение вражеской переправы в районе Бол. Лепатиха. Несмотря на сплошной огонь зенитной артиллерии, тов. Макаров спикировал до 200-250 м и прямым попаданием разбил западную часть понтонного моста.

22.11.1943 г. пара охотников (ведущий Макаров) при низкой облачности вылетела на разведку войск противника в районе Днепропетровска. Макаров обнаружил скопление автомашин, атаковал их…».

Воздушными дорогами побед

Гвардии старший лейтенант Макаров отличился и при освобождении Белоруссии и Литвы. Только при взятии городов Орша, Борисов и Гродно он совершил 30 вылетов на штурмовку врага и нанес ему ощутимый урон. Как записано в летной книжке, Макаров за несколько дней уничтожил 7 орудий и 4 танка, поджег 3 автомашины, разбил 8 вагонов с грузами, истребил до 50 гитлеровских солдат и офицеров.

Первого июля 1944 года командир 74-го штурмового авиаполка подполковник Паничев поставил командиру эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Макарову боевую задачу: в составе шестерки Ил-2 отыскать в районе Шепелевичей в Могилевской области войска и технику противника и уничтожить их. Обнаружив хорошо замаскировавшегося врага, группа восемью заходами уничтожила более 40 автомашин, два склада с боеприпасами и истребила более 90 вражеских солдат и офицеров. Макаров лично уничтожил 8 автомашин и взорвал склад с боеприпасами. К утру 2 июля после этого воздушного рейда в Шепелевичи ворвались сухопутные войска.

К августу 1944 года на боевом счету Макарова значилось 95 боевых вылетов на уничтожение фашистских танков, на штурмовку аэродромов и железнодорожных эшелонов, на обработку переднего края обороны врага, бомбардировку мостов, воинских колонн и переправ. Он нанес врагу значительный урон в боевой технике и живой силе: уничтожил 16 танков, 47 автомашин, 4 склада с горючим и 8 складов с боеприпасами, более 20 орудий (в том числе 8 зенитных), 2 дзота. «Из племени героев», – так сказал о нем командир авиационной дивизии гвардии полковник Прутков, подписывая 21 августа 1944 года наградной лист.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при уничтожении живой силы и техники противника, гвардии старшему лейтенанту Константину Васильевичу Макарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Истребители противника не взлетели…

Герой Советского Союза К. В. Макаров до последних дней войны продолжал выполнять ответственные задания командования по разгрому врага. Об одном из таких боевых вылетов он потом вспоминал:

«Нашему штурмовому авиационному полку в апреле 1945 года за день до массированного налета нашей авиации на город Кенигсберг была поставлена боевая задача: нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому Нойтиф, расположенному западнее крепости и порта Пиллау.

Для выполнения этой задачи было выделено три шестерки Ил-2. Две шестерки должны были бить непосредственно по аэродрому, а третья шестерка – одновременно и по крепости Пиллау на восточной стоянке пролива, откуда ожидался сильный зенитный огонь.

Взлетев восемнадцатью самолетами Ил-2, группа быстро собралась над аэродромом по большому кругу и под прикрытием истребителей Як-9, взлетевших с того же аэродрома Растенбург, пошла по маршруту.

Шли строем «кильватер» шестерок на высоте 1200 метров с принижением на 50 метров. Я вел вторую группу. К цели подходили с юга через залив. Когда цель стала видна, две ударные группы пошли со снижением на увеличенной скорости и интервалах, но на сомкнутой дистанции групп. Третья группа при подходе к цели встала в правый «пеленг». Зенитная артиллерия противника открыла огонь, как с аэродрома, так и из крепости Пиллау, но третья группа, ведомая командиром авиационной эскадрильи капитаном Лысенко, встала в «круг» шестерки над крепостью Пиллау и ударила по зенитным точкам. Зенитная артиллерия на аэродроме была непосредственно под нашим воздействием и не смогла причинить нам серьезных помех.

Первый заход на цель делали двумя группами, обстреливая цель из пушек, пулеметов и реактивными снарядами с целью противодействия зенитному огню.

После первого захода на цель двумя группами с высоты 600 метров, с планирования, одиночно с «круга» наносили бомбовые удары и производили штурмовые атаки, причем каждый сам выбирал для себя объект атаки. Во время последующих заходов постепенно снизились до бреющего полета. Этот маневр помешал зенитной артиллерии противника вести прицельный огонь.

После шестого захода по сигналу ведущего на бреющем полете ушли от цели через залив Фритгаф. По этому сигналу и третья группа ушла от цели вместе с нами. Уход от цели прикрывался нашими истребителями.

Истребители противника с этого аэродрома не взлетали. Не взлетали и с соседнего аэродрома, так как по нему в это же время был нанесен удар другими группами.

В этот вылет нами были уничтожены 13 самолетов «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109», подожжены и разрушены два ангара и несколько аэродромных построек, выведена из строя бетонированная полоса взлетного поля.

С нашей стороны потерь не было за исключением двух поврежденных самолетов, которые благополучно вернулись на свой аэродром.

Значение этого вылета заключалось в том, что мы блокировали аэродромы противника и этим обеспечили действия других видов авиации. В это время бомбардировщики всех типов, включая и Ил-2, со всех ближних и дальних аэродромов поодиночке и группами без непосредственного прикрытия истребителями производили в течение всего светлого времени суток эшелонированный налет на Кенигсберг».

На страже воздушных рубежей

Всего в годы Великой Отечественной войны Макаров совершил 130 успешных боевых вылетов. Эти цифры сухой статистики – показатель ратного труда авиатора, его мужества, отваги, высокого летного мастерства и тактической зрелости. Как перспективного летчика, в 1945 году Героя Советского Союза К. В. Макарова направили на Высшие офицерские летно-тактические курсы, после окончания которых он проходил военную службу в авиационных воинских частях на командных должностях.

В 1952 году Макаров окончил Военно-воздушную академию и для дальнейшего прохождения военной службы получил направление в город Ростов-на-Дону. Здесь он прослужил в военной авиации еще восемь лет. Освоил реактивные типы самолетов, летал сам и учил летать начинающих летчиков. С 1960 года полковник Макаров в запасе.

Боевой путь отважного летчика отмечен орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого III степени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Умер Герой Советского Союза Константин Васильевич Макаров 27 февраля 1995 года, похоронен на Северном кладбище г. Ростова-на-Дону.

На мраморных плитах городского мемориального комплекса перечислены фамилии героев Российской Федерации, героев Советского Союза и кавалеров орденов Славы трех степеней. Среди 143 фамилий есть и фамилия нашего земляка Героя Советского Союза Константина Васильевича Макарова.

Василий ПАНЧЕНКОВ

Материал опубликован в газете «Маяк» № 39 от 31 мая 2018 года