Пушкинское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 17 октября

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио-1 Подмосковье

ОНФ предлагает защитить клиентов каршеринговых компаний от действий мошенников

23 мая 2018 г., 2:09

Просмотры: 640


В Общероссийский народный фронт (ОНФ) поступают обращения от клиентов компаний, которые предоставляют услуги по каршерингу (краткосрочной аренде автомобилей). С банковских счетов этих граждан были списаны деньги за поездки, которые они не совершали. По мнению пострадавших, их аккаунты были взломаны мошенниками. Эксперты ОНФ считают, что компании по каршерингу должны доработать свои мобильные сервисы, чтобы исключить подобные ситуации. Обращения с просьбой защитить интересы граждан эксперты Народного фронта направят в Роспотребнадзор, прокуратуру и правительство Москвы.

В ОНФ отмечают, что в последнее время участились ситуации, когда с клиентов каршеринговых компаний требуют оплату или списывают ее со счета за услуги, которыми, как утверждают граждане, они не пользовались. Так, в Народный фронт обратился пользователь сервиса «Лифкар». По его словам, 24 февраля текущего года компания потребовала 2 тыс. 735 руб., хотя такой поездки этот водитель не совершал. Так как денег на счету у него не было, компания написала клиенту претензию с требованием оплатить чужую поездку, в противном случае она угрожает обратиться в суд для принудительного взыскания оплаты. У клиента другого сервиса - ООО «Карусель» 19 февраля этого года компания списала 609,19 рублей. Но на момент начала аренды клиент находился в офисе и никуда не ездил. Он потребовал от компании вернуть деньги, но там отказали и предложили обратиться в полицию. Пострадавший обратился к правоохранителям, но ответа пока не получил. Более того, позже, 2 марта, «Карусель» потребовала почти 60 тыс. рублей за ДТП, включая штраф в размере 30 тыс. руб. за езду по бездорожью. К этой аварии гражданин, по его утверждению, также не имеет никакого отношения. При этом он подчеркивает, что никому не сообщал свой логин и пароль в приложении и никому не передавал свой телефон. Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, представители каршеринговых компаний блокировали в приложении аккаунты с обращениями пострадавших граждан. А на все требования вернуть деньги заявили, что не несут ответственности за несанкционированное использование сервиса – по их мнению, во всем виноваты сами клиенты. Отметим, что на взломы своих аккаунтов и списания средств за несовершенные поездки жалуются пользователи и других приложений.

«Анализ договоров присоединения каршеринговых компаний показывает, что большинство из них не берут на себя ответственность за безопасность своего сервиса, – комментирует координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев. – Клиенты не защищены перед возможными взломами аккаунтов и кражами своих данных. Сегодня пользователи даже с антивирусными программами рискуют быть взломанными. Компании в договорах прописали, что клиенты должны сами принимать меры для защиты и сохранения в тайне информации, используемой для авторизации в мобильном приложении. Эти меры должны исключить неправомерное использование информации другими лицами. Однако, независимо от этих мер, пользователь в любом случае несет риски использования приложения неизвестными лицами. Такое положение дел, конечно, недопустимо и требует доработки каршеринговыми компаниями своих сервисов».

«Эта ситуация подпадает под действие закона РФ «О защите прав потребителей», - отметила эксперт ОНФ, адвокат Надежда Крылова. – Более того, возможно, это даже очередные формы мошенничества. Как адвокат, такой договор я не рекомендую кому-либо заключать или присоединяться к нему. По своему содержанию он очень похож на первые «грабительские» тексты кредитных банковских договоров. Сейчас они немного изменились в связи с требованиями законов, но иногда встречаются. Чтобы защитить граждан от «драконовских» условий договоров присоединения, необходимо законодательно урегулировать отдельные вопросы деятельности каршеринга. И в первую очередь – изменить правила списания денежных средств со счетов граждан по таким договорам. Нужно запретить снятие средств без обязательного согласия (то есть подтверждения) клиента на каждую такую операцию. Лица, оказывающие услуги, должны уважать права граждан, проявлять добросовестность в вопросах организации каршеринга». Эксперты ОНФ считают, что одна из причин сложившейся проблемы состоит в 
том, что компании могут допустить любого человека к управлению автомобилем без идентификации пользователя. Органы власти должны обязать каршеринговые фирмы предусмотреть весь комплекс мер для предотвращения несанкционированной аренды машин.«Необходимо доработать правила сервиса, обязав компании идентифицировать пользователей услуги. Это возможно сделать с помощью фото- и 
видеонаблюдения, запрета на использование приложения с другого устройства и номера телефона, обязательного ввода кода, присланного в 
смс-сообщении, при каждом входе в приложение и так далее. Также нужно обязать компании доказывать, что данная поездка была совершена водителем, с которого требуют оплату. А сам клиент не должен заниматься этими доказательствами. Соответствующие предложения будут направлены в правительство Москвы», – отметил Александр Васильев. Он добавил, что ОНФ направит в прокуратуру письмо с просьбой проверить деятельность московских каршеринговых компаний. А в Роспотребнадзор – провести проверку их договоров на соответствие закону о защите прав потребителей. Проанализировав ответы, эксперты ОНФ примут решение о законодательном урегулировании данной деятельности и обязательстве заключать договора с типовыми условиями для безопасности граждан.На сегодняшний день в нескольких городах России существуют около 20 компаний, которые предлагают автомобили в аренду на небольшой срок. Любой человек может зарегистрироваться через мобильное приложение, приложив фотографию водительских прав и паспорта. В этом сервисе можно выбрать подходящую машину и арендовать ее с поминутной тарификацией, почасовой или даже на сутки. Больше всего (14) компаний по каршерингу находится в Москве. Они появились при поддержке столичного правительства, которое выделяет из бюджета субсидии на возмещение этим организациям части затрат на лизинговые платежи или проценты по кредитам. По данным официального сайта мэрии Москвы, в системе каршеринга зарегистрировались уже больше миллиона человек, каждый день услугой пользуются около 25 тыс. раз.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*