Пушкино. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 22 сентября

пасмурно+12 °C

Онлайн трансляция

Курбан-байрам – мусульманский праздник жертвоприношения

09 сент. 2016 г., 11:14

Просмотры: 241


 

 

Праздник жертвоприношения – Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) – самый большой праздник мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджжа Исламского календаря хиджра (Лунный календарь) и продолжается три дня.

Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) завершает собой обряд хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).

Слово «курбан» происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда.

Происхождение Курбан-байрама связано с кораническим сюжетом о жертвоприношении Ибрахима, восходящим, в свою очередь, к библейскому сюжету о жертвоприношении Авраама.

Согласно мусульманскому толкованию, Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего сына. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. В тот самый момент, когда Ибрахим занес нож над сыном, он услышал глас: «О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…». Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (барашком).

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения.

За три недели не принято устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан-байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества.

Ночь накануне Курбан-байрама или хотя бы ее часть мусульмане проводят в молитвах. Во время праздника желательно возвеличивать и восхвалять Аллаха (такбир) на протяжении всех трех праздничных дней после каждой обязательной молитвы.

Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. После ее окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, когда каждый верующий приносит в жертву специально откормленное или купленное жертвенное животное (небогатые люди иногда покупают животное в складчину; в больших семьях, не имеющих возможности совершить жертвоприношение от каждого, приносят жертву ежегодно за каждого члена семьи по очереди; многие мусульмане заменяют заклание животного взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного).

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается – незадолго до захода солнца третьего дня.

Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту – Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.

Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди (то есть Мессии) и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву Богу, не сможет попасть в рай.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза – не менее года; буйвол и корова (бык) – два года; верблюд – не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети – мулла или муэдзин – читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!»

Жертвенное животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее число людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые готовятся в различных странах в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами ислама.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

КУРБАН-БАЙРАМ ПРОЙДЁТ В ПУШКИНО

Мусульманский праздник будут отмечать во Дворце спорта «Пушкино» (г. Пушкино, ул. Набережная, 8) 12 сентября. Обряд жертвоприношения в день праздника Курбан-байрам состоится 12 сентября в деревне Митрополье Пушкинского района (бойня).

Доставку халяля к празднику можно заказать в ООО «Халяль Аш» (заказ принимается на территории Московской соборной мечети), тел.: 8 (495) 681-58-30, 8 (926) 481-10-08; г. Москва, Выползов переулок, д. 7 и ООО «Новое Берендеево», тел. 8 (906) 099-09-20 (Максим), 8 (925) 351-36-56 (Радиф-хазрат).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Фото Николая Ильницкого