Пушкинское информагентство

Яндекс.Погода

воскресенье, 19 ноября

дождь со снегом0 °C

Онлайн трансляция

Илья Глазунов кистью по русской классической литературе

14 июля 2017 г., 15:50

Просмотры: 897


В Доме культуры «Строитель» пройдут творческие встречи н мастер-классы, тематические лекции. Будут показаны кинофильмы

В районном Доме культуры «Строитель», что в микрорайоне Заветы Ильича, открылась выставка работ картинной галереи Ильи Глазунова «Образы русской классической литературы в творчестве Ильи Глазунова». К сожалению, несколько дней назад в Москве на 88 году жизни он скончался.

Этот проект, который представляет Государственное бюджетное учреждение культуры Москвы, включает в себя передвижные выставки репродукций иллюстраций к произведениям русской классической литературы, экскурсии, творческие встречи, мастер-классы и тематические лекции. Цель проекта «Творчество Ильи Глазунова детям и юношеству Подмосковья» – выйти за пределы музейного пространства и познакомить молодёжь Подмосковья с творчеством величайшего художника современности.

На выставке представлено более тридцати иллюстраций к произведениям русской классической литературы. Художник обратился к наследию многих поэтов и писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова, А.И. Куприна, А.А. Блока.

Иллюстрации И.С. Глазунова далеко превзошли задачи книжного оформления, и стали самостоятельными художественными произведениями. В них перед зрителем предстаёт целый ряд выразительных образов. Это городские пейзажи, и отдельные сцены сюжета, и, конечно, удивительные яркие портреты литературных персонажей.

Иллюстрации И.С. Глазунова демонстрируют прекрасные знания истории, быта, костюма, интерьера заданной писателем эпохи. Проект «Творчество Ильи Глазунова детям и юношеству Подмосковья» призван повысить интерес молодежи к русской классической литературе, изобразительному искусству.

Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве.

Жизнь современника, поэзия будней большого города – тема его лирического «Городского цикла», в который входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла» и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – есть постыдное равнодушие». Эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом «История России». «История России – это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, – говорит художник. – Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России – красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое...» Более 20 лет посвятил художник циклу «История России» и продолжает его. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.

Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины – такой, каким он выкристаллизовался

в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда иллюстрация в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова “искать человека в человеке”, в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, «где поле битвы – сердце человека».

Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. «Пишу молча, – говорил Илья Сергеевич. – Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек – Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет – документ человеческого духа, реальная форма гуманизма».

СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА

Илья Сергеевич был известным советским и русским живописцем, народным художником СССР действительным членом Российской Академии художеств, академиком. полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», почётным членом Королевских Академий Мадрида и Барселоны, кавалером награды ЮНЕСКО – «Золотая медаль Пикассо» за вклад в мировую культуру и цивилизацию. И.С. Глазунов был не только всемирно известным живописцем, но и основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества, архитектором, публицистом, писателем и общественным деятелем.

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном доме работников искусств в Москве.

С многих портретов, выполненных Глазуновым, на нас глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выражение духовной жизни.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья МОСКОВСКАЯ, старший научный сотрудник галереи И. С. Глазунова, кандидат искусствоведения:

– Открытие выставки совпало с той трагической минутой, когда мы прощаемся с Ильёй Сергеевичем. Он – великий мастер, великий художник. Известный и любимый многими в своей стране, своим народом. Была у него и такая божественная одарённость, как портретный дар. Он владел великолепными способностями улавливать и воспроизводить интимные черты человека, нюансы, реальное сходство с человеком, с его психологическим складом.

Илья Сергеевич был необыкновенно работоспособным человеком, плодовитым художником-мастером. Он оставил огромное наследие. И теперь ещё многим его поклонникам, ученикам и специалистам придётся собирать, исследовать те работы, которые разбросаны по всему миру в различных частных коллекциях. Сейчас мы даже не подозреваем о существовании многих работ, и их, безусловно, стоит разыскать. У нашего проекта – которому пойдёт уже третий год, очень большие и далёкие маршруты проделаны. Сначала была выставка Ильи Глазунова о творчестве Достоевского, но затем появилась вторая экспозиция с образами из классической литературы. Это особая страница в творчестве художника, и наш проект, который родился в совместном сотрудничестве с библиотекой, объявлен и посвящён литературе.