Пушкинское информагентство

Яндекс.Погода

четверг, 19 октября

облачно с прояснениями+7 °C

Онлайн трансляция

Первое испытание выпускников 2017 года

12 окт. 2016 г., 16:41

Просмотры: 364


 

 

Cедьмого декабря выпускников 2017 года ждёт первое испытание – написание итогового сочинения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

 

Третий год подряд для выпускников школ написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации.

Итоговое сочинение вправе писать по желанию выпускники, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования; выпускники, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

В дальнейшем все выпускники, если сочтут это необходимым, могут представить своё сочинение при подаче документов в вуз в качестве индивидуального достижения абитуриента. Важно отметить, что в этом году за все индивидуальные достижения абитуриенту могут начислить не более 10 баллов, которые суммируются с результатами ЕГЭ. Решение учитывать или не учитывать индивидуальные достижения каждый вуз принимает сам, разместив предварительно информацию об этом в правилах приема, которые будут опубликованы до 1 октября 2016 года. Кроме того, за вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения.

Выпускники 11-х классов для участия в итоговом сочинении (изложении) подают заявление не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения), в школы, в которых обучаются. Местом приёма заявлений и регистрации выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, для участия в написании итогового сочинения в 2016/2017 учебном году определено Управление образования Администрации Пушкинского муниципального района (г. Пушкино, ул. Некрасова, дом 2, кабинет № 5).

Темы итогового сочинения 2016/2017 учебного года будут разрабатываться в рамках следующих тематических направлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает в себя два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

 

«РАЗУМ И ЧУВСТВО»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

 

«ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

 

«ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

 

«ОПЫТ И ОШИБКИ»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

 

«ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Темы сочинений формируются по часовым поясам и их объявят участникам в день написания сочинения в 9 час. 45 мин. по местному времени (за 15 минут до начала написания сочинения). Экзаменационный комплект написания итогового сочинения включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Результатом итогового сочинения или изложения, как и в прошлом году, является «зачёт» или «незачёт». К сдаче Единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускаются выпускники 11-х классов, получившие «зачёт».

 

Сочинение оценивается по пяти критериям:

СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и тому подобное).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

АРГУМЕНТАЦИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и тому подобное) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

Композиция и логика рассуждения

Здесь важны стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 

ГРАМОТНОСТЬ

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточного усложнения фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т. п., а также, безусловно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

 

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы оно соответствовало трём критериям, причём первым двум обязательно.

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.

Участникам итогового сочинения (изложения) необходимо выполнять работу чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой. На итоговом сочинении разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии. При написании итогового сочинения строго воспрещается пользоваться мобильным телефоном или другими средствами связи, заметками, справочными материалами, художественными произведениями.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Желаем всем участникам итогового сочинения (изложения) успешно пройти первое испытание!

Всю необходимую информацию об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в Пушкинском муниципальном районе можно получить по телефону горячей линии 8-496-539-07-60 или на сайте Управления образования Администрации Пушкинского муниципального района http://www.pushkinoedu.narod.ru/uo-puschkino.edumsko.ru

 

Тамара УСОЛЬЦЕВА,

заместитель начальника Управления образования Администрации Пушкинского муниципального района