Пушкинское информагентство

Яндекс.Погода

четверг, 19 октября

облачно с прояснениями+7 °C

Онлайн трансляция

Пушкинская школа-интернат успешно взялась за реализацию нового образовательного стандарта

31 мая 2017 г., 11:59

Просмотры: 311


 

 

Называясь Международным днём защиты детей, праздник 1 июня подрастерял, похоже, с годами своё исконное значение. Он стал триумфом детства как такового, радостного и беззаботного, хотя прежде, на конгрессе женщин в Париже, в 1925 г., и затем после войны, в 1950 г., утверждён был как гарант мира, счастья, безопасности для будущих поколений. Первый день лета напоминает планете всей об актуальности заботы о здоровье и благополучии детей.

Но одно дело защитить ребёнка здорового – обнять, укрыть его от ветра, опасности, лихих людей. Другое – помочь стать на ноги, адаптироваться в обществе ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенные дети, их родители и педагоги, радуясь вместе со всеми солнцу, каникулам, отдыху в этот праздник, наверняка точнее других понимают смысл доброй воли, проявленной много лет назад. Для них сторонняя защита означает буквальную готовность помочь ребёнку.

На защите детей, остро нуждающихся в этом, стоит муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», где опыт социализации получают 182 ребёнка. Надежным крылом для них служит коллектив школы – дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели, социальные педагоги, учителя дополнительного образования, медработники, которые создают условия для реализации особых образовательных потребностей и формирования полноценной жизненной компетенции. Для детей из Пушкинского района и Ивантеевки школа-интернат стала вторым домом – пребывание здесь в основном круглосуточное, в атмосфере добра и заботы.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ – В КЛАСС

С 2017 года деятельность школы-интерната направлена на реализацию ФГОС – федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Стандарт образования утверждён Министерством образования и науки РФ, введён в декабре 2014 г., а вступил в силу с 1 сентября 2016 г.

В рамках ФГОС разработаны основные адаптированные общеобразовательные программы, а в качестве подпрограмм – специальные индивидуальные программы для ребенка (СИПР). Они ориентированы на возможности обучающихся и обеспечивают индивидуальный подход с учётом личностных особенностей.

В настоящее время МБОУ «Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» является региональной инновационной площадкой Московской области по социализации обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии посредством приобщения к традиционным русской культуре. И педагоги охотно делятся своими методическими разработками с коллегами из других муниципальных образований. Так, на базе пушкинской школы был проведён областной семинар специалистов специальных коррекционных образовательных учреждений Подмосковья. Обсуждались также в масштабах региона вопросы взаимодействия специалистов при разработке СИПР, а на семинарах педагогов-психологов, учителей-логопедов – проблемы обучения детей с ОВЗ.

И, конечно, в процесс работы по-новому включены сами дети. Они участвовали в смотре-конкурсе художественной самодеятельности коррекционных общеобразовательных организаций Московской области, в детских праздниках и даже вышли в финал областного конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

– Мы делимся опытом с коллегами и перенимаем опыт у них, – говорит директор Пушкинской школы-интерната Светлана Николаевна Сущевская. – В реализации ФГОС делаем лишь первые шаги, но уже сегодня эта работа значительно расширила наши возможности, позволила развивать личностный потенциал ребёнка. При этом весь учебный процесс направлен на коррекцию развития, получение академических знаний и формирование основных жизненных компетенций обучающихся.

ОБЕРЕГ ИЗ ГЛИНЫ

В этом году по ФГОС обучаются три первых класса. И педагоги включились с интересом в работу. Инновации в виде проектов стали для них стимулом к профессиональному совершенствованию.

Руководитель гончарной мастерской Дарья Владимировна Киселёва вспоминает, какими боязливыми были в начале учебы дети, а к концу года они уже вместе лепят из глины игрушки, активизировались моторные функции.

– Во время занятий мы не только занимаемся лепкой, мы обговариваем, какая будет форма поделки, осуществляем тактильные пробы материала – надо же потрогать глину и пластичную, и сырую – для того, чтобы навыки работы с материалом приобрести, увеличить сенсорный опыт и словарный запас. Здесь всё работает на коррекцию, на развитие всех анализаторов, на формирование элементарной учебной деятельности, диалога, дисциплины, – делится керамист и олигофренопедагог по специальности, раздавая детям по кусочку красной гжельской глины и предлагая для начала сделать колобок.

Дарья Владимировна ведёт занятия с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности. Под её чутким руководством в течение года длится непрерывный процесс взаимодействия и преодоления. Ведь слепить сначала простейший колобок, а затем уже фигурки и панно – огромное достижение для детей с нарушениями развития. В ход идут все подручные средства – ученики выдавливают колпачками фигуры, делают причудливые оттиски тюлем или рогожкой. Так потом получаются замечательные работы в виде маленьких рукотворных картин и народных игрушек.

Показателем эффективности совместной работы стала методическая выставка детского творчества, в подготовке которой участвовали дети вместе с педагогами Ю.Н. Игнатьевой и Д.В. Киселёвой. Она устроена в одном из кабинетов школы-интерната. Рассматриваешь экспонаты и диву даёшься, насколько они оригинальны, самобытны! В крупных мазках детской картины искушённому зрителю может даже померещиться нечто от Лентулова, а в графике – от Кандинского. При этом восхищают и рисунки, проштампованные обычными апельсиновыми дольками, или макаронины, лихо закрученные в цветочное панно.

Не ради же красного словца Максимилиан Волошин сказал однажды: «Ребёнок – непризнанный гений средь буднично серых людей!»

Элементы искреннего детского творчества задействованы также в композициях, подготовленных учителями, – в виде рисунков, тетрадок с задачками, записями на полях. Этот документальный материал в супрематических композициях – ещё и летопись школьной жизни, композиционно включенная в большой педагогический проект.

ПО ПРОГРАММЕ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

За годы работы в школе-интернате создана оптимальная коррекционная среда, действуют кабинеты логопедов, психолога, комната для сенсорного развития, кабинет с элементами Монтессори. И поскольку школа изначально была ориентирована на определённую категорию детей, получилась компетентная площадка для реализации ФГОС. Учреждение участвует в программе «Доступная среда». И очень благодарно Администрации Пушкинского муниципального района и Управлению образования за то, что включено в эту программу. Теперь ожидается поступление современного оборудования с новыми развивающими тренажёрами.

Верится, что качественно новые образовательные стандарты, которые сегодня реализуются по всей Московской области, выведут на новый уровень ту бесценную, непрерывную педагогическую работу, которая не только защищает и развивает – создает человека.

ПОМОГАЮТ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТУ

У Пушкинской школы-интерната есть надёжные друзья и помощники в лице администрации, предпринимателей, общественности района. Косметический ремонт помещений школы-интерната помог начать гипермаркет «Леруа Мерлен», предоставив 150 кг краски. А на днях объединились для работы православные и мусульмане. В школу прибыли прихожане и настоятель Никольского храма в Правдинском протоиерей Кирилл. Глава Пушкинского района Сергей Грибинюченко приехал проследить за ходом ремонта, отметив, что это совместная инициатива администрации, Фонда местного развития под руководством Артура Гагиева, православных и мусульманской общины.

Настоятель храма Боголюбской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн помог в этом году школе-интернату полностью отремонтировать фасады здания.

Галина РАТАВНИНА

Фото Николая Ильницкого