Пушкино. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 сентября

небольшой дождь+9 °C

Онлайн трансляция

Пасха – Светлое Христово Воскресение

14 апр. 2017 г., 15:57

Просмотры: 261


 

 

Этот важнейший для всех христиан праздник в Православной Церкви отмечается особенно торжественно.

Праздник Пасхи был еще в Ветхом Завете. По-еврейски он называется «Песах», что значит «прошел мимо». В этот день праздновалось (а иудеями празднуется до сих пор) избавление еврейских первенцев от смерти и исход из Египта (Исх 12). В христианскую лексику это слово вошло через арамейский язык, на котором говорили иудеи во времена Христа, поэтому оно звучит в греческом, церковно-славянском и русском языках как «Пасха».

 

НЕСЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ

Совпадение по названию ветхозаветного и новозаветного праздников Пасхи, конечно, не случайно, потому что именно в тот день, когда заклались пасхальные агнцы, был распят наш Господь Иисус Христос и воскрес на третий день. В раннехристианскую эпоху еще не было единого мнения о том, когда именно следует праздновать Пасху. В Восточной Церкви, особенно в Малой Азии, Пасху отмечали в пятницу – день Распятия, а в Западной Церкви – в самый день Воскресения Господня. Впоследствии укоренилась как раз западная практика, а Великая Пятница стала днем воспоминания страданий Господних.

Воскресение Христово является одним из важнейших событий мировой истории наряду с творением мира, Боговоплощением и грядущим концом нынешнего мира. Однако так получилось, что с человеческой, материальной точки зрения само событие Воскресения произошло незаметно. Господь воскрес в гробе (то есть пещере), где Он был погребен, и свидетелей самого этого события не было. Когда наутро апостолы и жены-мироносицы пришли ко гробу, чтобы помазать Христа миром, то они уже застали отваленный камень и пустую гробницу. В ней находился ангел, который сказал им, что Господь воскрес и ждет их в Галилее. На обратном пути Мария Магдалина встретила Воскресшего Христа, но сначала не узнала Его и приняла за садовника. Видимо, это было потому, что после Воскресения телесный вид Христа изменился, что ожидает и нас после воскресения мертвых. В тот же день вечером Господь явился апостолам, собравшимся в закрытой горнице, кроме отсутствующего Фомы. В последующие дни Он часто являлся апостолам и общался с ними вплоть до Вознесения.

Хронология событий дня Воскресения в Евангелиях достаточно запутанная, но на самом деле это только подтверждает искренность их авторов, записавших непосредственные рассказы очевидцев (всякий, кто изучал показания свидетелей, знает, что они обычно бывают еще более запутанными). Кроме этого, часто возникают два вопроса. Во-первых, Сам Господь пророчествовал о том, что Он «будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12.30), но реально прошло меньше времени: с вечера пятницы до ночи Воскресения. Обычно это толкуется так, что первый день – это пятница, сам день смерти, далее – солнечное затмение, сопровождавшее смерть Господа, можно считать за первую ночь, потом остаток светового дня – второй день, ночь на субботу – вторая ночь, суббота – третий день, и ночь на Воскресение – третья ночь. У прп. Исидора Пелусиота есть более оригинальное толкование: он считал, что Господь намеренно «нарушил» Свое пророчество, так как ему «не терпелось» поскорее воскреснуть и утешить Своих учеников. Второй вопрос: почему в Евангелии ничего не сказано о явлении Господа Своей Матери? Мы понимаем, конечно, что Господь не мог не явиться Ей в первый же день, и, по церковному преданию, Он сделал это еще прежде явления апостолам и другим женам. Просто в Евангелии вообще очень мало говорится о деятельности Богородицы, что подчеркивает Ее смирение.

 

ОТВЕТ СКЕПТИКАМ

И у современных Христу иудеев, и у современных скептиков были примерно одни и те же аргументы против факта Воскресения. Конечно, самый распространенный из них, отраженный и в Евангелии от Матфея, что ученики просто украли тело Христа. Здесь сомнительно хотя бы то, что мы знаем о бегстве учеников еще после взятия Господа под стражу. Почему же вдруг вскоре они настолько осмелели, что пришли ко гробу, охраняемому стражей, отогнали ее (или воспользовались ее сном), отвалили весьма тяжелый камень и унесли тело, после чего у них остались силы для придумывания мифа о Воскресении? Сами иудеи уже после Воскресения подкупили стражу, чтобы они признались, что заснули на посту, но для этого понадобилось также договориться с их начальством, чтобы их не казнили. В общем, логически это все крайне натянуто. Еще была точка зрения, в основном у крайних рационалистов-протестантов и атеистов XVIII–XIX веков, что Иисус Христос не умер на Кресте, а просто был тяжело ранен, потом в гробнице пришел в Себя и Сам выбрался оттуда. Эта версия совершенно абсурдна, так как распятие стало тяжелейшей казнью, и выжить после нее было практически невозможно, а тем более отвалить изнутри огромный камень у входа.

В новейшее время популярно у атеистов, а также, что печально, у самых «рациональных» и «либеральных» христиан (если их можно таковыми назвать) мнение, что никакой кражи тела не было, просто ученики Христа решили разработать миф о воскресении, чтобы создать новую религию и привлечь в нее людей. При этом светские мыслители сравнивают апостолов и последующих христианских героев (мучеников и богословов) с представителями позднейших идеологических течений, например, коммунистами и анархистами, которые также разработали свои оригинальные учения и подвергались мучениям и преследованиям со стороны враждебных властей. При этом обычно выдвигается упрек христианам в том, что они живут и подвизаются ради благ загробной жизни, а те герои делали это просто так, без ожидания награды.

Что можно по этому поводу сказать? Во-первых, число христиан-мучеников и исповедников во много раз превышает число людей – приверженцев любой другой религии и идеологии, подвергавшихся гонениям и мучениям. Среди них было множество женщин и детей, а также людей разных национальностей, с разными физическими и психическими данными. Сознательные христиане понимают, что совершенно невозможно представить такое число людей, претерпевших мучения из-за какой-то древней выдумки. Только те, кто испытал благодатный опыт встречи с Воскресшим Спасителем и получил от Него дар Святого Духа (апостолы), и их преемники на это способны. Во-вторых, нам также понятно, что ни один из мучеников не совершал свои подвиги именно «ради награды», но только из любви к Господу, и мы ждем будущей жизни именно ради встречи с Ним, а не ради каких-то удовольствий.

 

ТАИНСТВЕННЫЙ ВОПРОС

Теперь поговорим о богословском смысле события Воскресения. Хотя об этом не говорится в Евангелии, но, по церковному учению, Господь сразу после кончины сошел во ад и в момент Воскресения вывел оттуда всех усопших, чаявших Его пришествия. В церковном учении не было точно закреплено мнение, кого именно вывел Христос из ада. Обычно говорится, что только праведников. Однако у некоторых святых отцов, а также в богослужебных текстах Великой Субботы говорится о том, что ад совершенно лишился людей, то есть допустимо мнение, что Господь явился всем пребывающим в преисподней, и они все признали Его, покаялись и попали в рай. В общем, этот вопрос остается для нас таинственным.

После Воскресения Господня мы все также получили возможность воскресения, приобщились к Божественной жизни, Его бессмертию и нетлению. Окончательная победа над смертью будет уже после всеобщего воскресения, а в нашей земной жизни мы все должны повторить жизненный подвиг Спасителя, включая и телесную смерть, которая для нас теперь гораздо легче ввиду надежды на воскресение, чем она была для ветхозаветных людей и современных нехристиан.

 

ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Пасхальное богослужение занимает совершенно особенное место в кругу православных праздников. В первый день оно предваряется, во-первых, чтением Деяний святых апостолов и, во-вторых, особой службой, обычно называемой пасхальной полунощницей, во время которой Плащаница уносится из центра храма в алтарь и полагается на престол, где она будет лежать все сорок дней. Далее начинается крестный ход вокруг храма. Когда все люди выйдут, врата храма закрываются, символизируя запертый гроб. Начинается пасхальная утреня. После пения тропаря предстоятель касается дверей храма, и они отворяются, символизируя отверстый гроб, служба продолжается в храме. В конце утрени читается огласительное слово свт. Иоанна Златоустого – это единственное уставное чтение (кроме жития прп. Марии Египетской), оставшееся в современном богослужении в большинстве храмов. Вместо чтения обычных часов, поются пасхальные часы – краткая служба, состоящая только из пения. Во время Светлой седмицы царские врата остаются все время открытыми. В конце Литургии в первый день Пасхи освящается Артос – пасхальный хлеб, который в субботу Светлой седмицы режется и раздается людям как особая святыня.

Хотелось бы призвать всех к особому духовному усердию в дни Страстной и Светлой седмиц, чтобы мы обращали внимание на духовный смысл праздников, ходили на службы, причащались и поменьше заботились о внешней стороне – приготовлении еды и т.п., что само по себе допустимо, но не должно быть на первом месте. Будем заботиться об обретении и сохранении пасхальной радости, которой мы должны делиться с ближними, в том числе далекими от Церкви, и таким образом привлекать их к ней.

 

Илья ХАНГИРЕЕВ

(Материал предоставлен Пушкинским благочинием)