Пушкинское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 28 октября

небольшой дождь+8 °C

Сейчас в эфире

Радио-1 Подмосковье

Откуда снимал Камзолкин: пять популярных локаций Пушкино через призму времени

10 дек. 2020 г., 21:29

Просмотры: 1894


В фондах Краеведческого музея г.Пушкино хранится объемная коллекция фотографий, автором которых является Евгений Иванович Камзолкин. На снимках вековой давности остались запечатлены многие известные места: железнодорожный вокзал, село Пушкино с Никольским храмом, крутой берег Учи, деревня Акулово, Листвяны и многое другое. Самые знаковые фотографии стали поводом отыскать точки съемки этих кадров и поместить ретро-фотографии в современный пейзаж.

 

Камзолкин – фотограф

Евгений Иванович Камзолкин, автор советского символа «Серп и молот», был не только великим художником, но и прогрессивным для своего времени фотографом.

В детстве Камзолкин регулярно бывал в Пушкино в гостях у своего деда, а с 1910-х годов он стал жить здесь постоянно. Примечательно, что первые уроки по фотографии Камзолкин брал у Афанасьева, державшего в Пушкино фотоателье. Позднее художник придумал фотоаппарат собственной конструкции с маленьким отверстием вместо объектива (так называемый «пинхол») и стал фотографировать окружавших его людей, пейзажи и состояния природы, в том числе и в окрестностях Пушкино.

Вступив в Русское фотографическое общество, Камзолкин принимал участие в Международной выставке, где ему присудили диплом победителя. Также он проводил практические занятия по фотографическому искусству, входил в жюри конкурсов, активно работал в комиссии по руководству ежемесячным иллюстрированным журналом.

После смерти Камзолкина его сестра, Вера Ивановна, передала весь личный архив художника в Краеведческий музей г.Пушкино. Таким образом уникальная коллекция чуть потускневших от времени фотографий (в некоторых случаях – с оригинальными подписями автора) сохранилась до наших дней.

 

Творческий поиск

Минувшим летом некоторая часть фотографий была оцифрована. Процесс съемки проводил Андрей Греча, с которым у нас уже был некоторый опыт интеграции старых фото в новые. Выбрав пять наиболее запомнившихся фотографий, мы отправились искать те точки, откуда в прошлом веке снимал сам Камзолкин.

Первую локацию, где запечатлен железнодорожный мост у реки Учи, нам удалось найти достаточно быстро. И хотя с момента съемки ретро-фотографии прошло уже 110 лет, эта местность между Мамонтовкой и Пушкино сохранила некоторую аутентичность, Уча как будто все та же, только вот мост теперь выглядит более прозаично.

20_09_17_600d_0042a_2.jpg

Продолжая тему железной дороги, которая, очевидно, играла очень важную роль для Пушкино в начале ХХ века, мы переместились на западную сторону города, на Лесную улицу, откуда и теперь видно здание вокзала: к счастью, ворота около путей оказались открыты.

20_09_17_600d_0043a_2.jpg

Так выглядел паровоз у станции Пушкино в 1910 году. Чтобы сделать этот кадр, нам пришлось пересечь пути вместе с группой чуть испуганных безбилетников.

20_09_17_600d_0054a_2.jpg

Никольский храм, начало ХХ века. Отыскать нужный ракурс было непросто: ведь теперь между точкой съемки и старинной церковью – частные дома и многочисленные заросли. Но крутой берег Учи в этом месте остался неизменным, и если развернуться по направлению к реке, то можно лицезреть прекрасную панораму города.

20_09_08_650d_0008a_2.jpg

Совершенно неожиданно среди снимков 1910-х годов обнаружилась фотография начала 1930-х. В кадре Учинское водохранилище, точка съемки – деревня Акулово. Если внимательно приглядеться, то в правом верхнем углу можно увидеть остов храма в Курово, а на горизонте – Пестовскую плотину.

20_09_17_600d_0027a_2.jpg

Могут ли прошлое и настоящее, история и современность, время и пространство переплетаться? Да, безусловно: ведь появление цифровых технологий значительно расширило и понимание фотографии в целом, и ее функцию носителя воспоминаний. Совмещение старой и новой фотографии, их интеграция способны создать необычный визуальный эффект «путешествия во времени»: зритель автоматически ставит себя на место автора съемки, невольно анализирует, как изменилось окружающая его реальность, ландшафт, здания, люди.

Выражаю благодарность хранителю фондов МБУК «Краеведческий музей г. Пушкино» Анне Киселевой за инициативное участие в процессе оцифровки фотографий.

Ольга СОЛОВЬЁВА

Обсудить тему

Введите символы с картинки*